Истинная духовность или умелая маскировка

духовность

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.

Омар Хайям

Само понятие «духовность» в мире, где преобладают материалистичные ценности, вызывает некую неприятную оскомину, а понятие «нравственность» откидывает нас мысленно в пуританское прошлое человечества. Почему так?

Основная проблема восприятия духовности и нравственности в том, что понятия это абстрактные и у каждого вызывают свои личные ассоциации. Но если нравственность – определенно основывается на отношениях с социумом, то духовность  — это глубинная внутренняя составная человека и основывается на широте мировоззрения, внутреннем развитии и личностных качествах.

Для многих понятие духовности прочно ассоциируется с верой и религией, но по сути к ним имеет посредственное отношение. Конечно, среди последователей различных религий есть высоко-духовные личности, но далеко не всякий духовный человек является приверженцем какого-либо эгрегора¹. В связи с этим, предлагаю условно отнести всех людей к одной из 4-х групп по их уровню духовной эволюции и честно ответить себе на вопрос «Кто я?»:духовность

  1. Люди, которые не разделяют духовность и ее отсутствие. И они не переживают по этому поводу. Собственно, тут и говорить не о чем. В лучшем случае, они стараются достичь какого-либо успеха по рамкам социума (получить образование, сделать успешную карьеру и т.д.), ну а в худшем просто бесцельно плывут по течению жизни. Как правило, после достижения пенсионного возраста они теряют смысл жизни вообще т.к. реализовали все, что могли, ну или не реализовали и посему полностью разочаровались в жизни.
  2. Люди, которые внешне стремятся к мнимой духовности, но внутренне остаются неизменными. Можно сколько угодно часов заниматься йогой, соблюдая только внешнюю форму. Или приходить в церковь каждое воскресенье, как истинный христианин. Или молиться, читать мантры и даже сидеть неподвижно, пытаясь научиться концентрации (медитацией это тяжело назвать), но мысли, как обезьянки неуемно будут бегать где-то далеко от настоящего момента. И пока практика не будет исходить от сердца и глубокой внутренней потребности, — это будет все равно, что смотреть фильм, читать книгу или общаться с единомышленниками. Безусловно, развивает и рано или поздно приведет к положительным  результатам. Но прибавили ли эти практики духовности или нет, станет очевидно в тот самый момент, когда в очередной раз,  в транспорте, им наступят на ногу. И в лучшем случае, они образцово-показательно улыбнуться, скажут «ничего страшного», но к горлу подкатит раздражение. Именно людей, из этой категории, много среди последователей высоко-духовных людей и учителей человечества. Потому что, легко посидеть в поле светлого человека, подпитаться на полгода вперед его энергией, набраться сил, но совершенно не наработать свой собственный опыт.
  1. Люди, которые и не задумывались о том, что такое высшая духовность, но в их поле хорошо и комфортно. Окружающие чувствуют от них невидимый ореол благости, а в их присутствии наполняешься энергией. И неважно, что это за человек и какую социальную функцию он выполняет: просто бабушка-«Божий одуванчик» или вполне себе серьезный и успешный в социуме мужчина. Но в любом случае, этот человек светлый и открыт миру. Ему присуща доброта и искренность. Он живет в гармонии с собственным внутренним миром, старается не причинять вреда окружающим и готов наполнить своей заботой и любовью всех, кто его окружает. Он может быть христианином, индуистом, буддистом или вообще атеистом…и собственно, это не важно. Но у него есть вера в силы Вселенной, Божественное начало, Высший разум, Атмана² и т.д.
  1. Люди, которые точно осознают, что такое духовное развитие. Заметьте, не просто «понимают», а «осознают» то есть применяют в своей повседневной жизни. Они находятся «здесь и сейчас», точно знают, в чем смысл жизни и культивируют любовь в своем сердце. И опять же не важно, успешен ли этот человек по шаблонам социума, или это гуру с множеством последователей или просто йог-отшельник высоко в Гималаях. Он работает над собой ежедневно, без выходных. Живет согласно моральным и этическим правилам, и тут уж не важно притягивает ли он к себе людей своей добротой или выглядит достаточно строго для окружающих. Но он старается не терять самообладания в любой ситуации, его не кидает в крайности, он открыт любой информации, не вступает в дискуссии и относится уважительно к любой религии, и в целом, к мировоззрению других. А самое главное, развитие духовности для него – это осознание, что каждый человек – часть Бога и относиться с нему нужно соответственно.

К какой категории отнести себя станет понятно по реакциям в совершенно обычных, ежедневных бытовых ситуациях. Легко быть хорошим и всеми любимым человеком с чужими, но в основном, все наши отрицательные стороны проявляются с близкими. Именно с ними мы отрабатываем нашу карму, с отцами и мамами, с мужьями и женами, с детьми. Именно на них мы позволяем себе срываться, раздражаться и терять самообладание. Мы позволяем себе их критиковать, осуждать (кто как не мы укажет им на недостатки, правда?), а иногда и излишне опекаем, не давая им получить свой собственный опыт. Духовность семьи начинается не с молитвы перед едой (хотя это тоже важно), а с благодарности друг другу и Высшим силам за возможность проходить школу жизни вместе. Поиски духовности могут продолжаться бесконечно, пока не придет осознание, что она в нас самих. свет

У человека может быть огромная вера в Бога, но такая же огромная ненависть к врагу. Он может проводить часы в различных «духовных» практиках, но тут же без зазрения совести сделать какую-то мелкую пакость другому. И поверьте, это сплошь и рядом. Есть ли тут духовность?

Духовность неразрывно связана с Божественной любовью и полным принятием всего происходящего вокруг нас, с верой во Вселенские законы, законы природы и законы кармы.

Конечно, человеческая духовность – понятие сложное для восприятия и вышеописанная градация людей очень условна, где-то даже утрирована. Есть определенные полутона между этими категориями, но суть, на мой взгляд, где-то такая.  Важно не стоять на месте в своем развитии, быть открытым новой информации и миру. Ведь, когда человек перестает развиваться, он начинает деградировать. Невозможно застыть на том же уровне.

О духовности можно судить по мыслям и намерениям. Но мы никогда не знаем, каково истинное намерение другого человека. Просто давайте будем реально оценивать себя, работать над собой и воздерживаться от оценки, и критики других. Как говориться,  не суди и не судим будешь. Когда кто-то несправедливо по нашему мнению поступает, важно помнить – что мы можем изменить себя, свое отношение к окружающей действительности, но мы никогда не сможем изменить других. Любую ситуацию нужно принимать как очередной урок, сказать «спасибо» не цедя сквозь зубы, а с открытым сердцем и полным принятием. Воспитание духовности начинается с искренности. Давайте будем честны хотя бы сами с собой, и тогда для Вселенной не будет необходимости давать нам тяжелые испытания и жизненные уроки.

Есть лишь одна проблема — одна-единственная в мире —

вернуть людям духовное содержание, духовные заботы…

Антуан де Сент-Экзюпери

¹Пуританское – в данном случае, имеется ввиду строгое, целомудренное воспитание, жестко регламентированная мораль и т.д.

² Эгрегор – энерго-информационная структура, которая возникает из однонаправленных эмоций и мыслей людей. В данном случае имеется ввиду любая организация, которая объединяет людей по признаку религии, философских течений, социальных движений и т.д.

³ Атман – санскр. आत्मन्, ātman, «самость», «дух», «высшее Я».

Posted on: Ноябрь 17, by : Saananda

2 thoughts on “Истинная духовность или умелая маскировка

  1. Воспитание духовности важнейшая проблема всего человечества сегодня. Воспитание духовности становиться посмешищем, вместо того чтобы стать аксиомой. Воспитание духовности человеку так же необходимо как воздух и вода. Без воспитания духовности человек превращается в животное, происходит процесс инволюции. Уроки по воспитанию духовности необходимо внедрять в учебные заведения. Каждая семья должна сама воспитать в себе духовность не ожидая пока её заставит сама жизнь.

  2. В чем же состоит воспитание духа и чем достигается развитие духовности? Есть ли общие закономерности?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *